Неточные совпадения
Губернский предводитель, в руках которого по закону находилось столько важных общественных дел, — и опеки (те самые, от которых страдал теперь Левин), и дворянские огромные суммы, и гимназии женская, мужская и военная, и
народное образование по новому положению, и наконец земство, — губернский предводитель Снетков был человек старого дворянского склада, проживший огромное состояние, добрый человек, честный в своем роде, но совершенно не понимавший потребностей нового времени.
Он во всем всегда держал сторону дворянства, он прямо противодействовал распространению
народного образования и придавал земству, долженствующему иметь такое громадное значение, сословный характер.
— Нельзя ее усовершенствовать. Усовершенствованные тюрьмы стоили бы дороже того, что тратится на
народное образование, и легли бы новою тяжестью на тот же народ.
Тут обнаружились моя способность к общению и беседе с людьми из
народной среды, чуждыми нашему
образованию и культуре, и симпатии этих людей ко мне.
Деятельность этого нового земства главным образом выразилась в развитии
народного образования. В уезде школы открывались десятками, а в больших селах, как Суслон, были открыты по две школы. Пропагандировал школьное дело Харченко, и ему даже предлагали быть инспектором этих школ, но он отказался. Газета, типография и библиотека отнимали почти все время, а новых помощников было мало, да и те были преимущественно женщины, как Устенька.
К огорчению Харитона Артемьича, первый номер «Запольского курьера» вышел без всяких ругательств, а в программе были напечатаны какие-то непонятные слова: о
народном хозяйстве, об
образовании, о насущных нуждах края, о будущем земстве и т. д. Первый номер все-таки произвел некоторую сенсацию: обругать никого не обругали, но это еще не значило, что не обругают потом. В банке новая газета имела свои последствия. Штофф сунул номер Мышникову и проговорил с укоризной...
Скажите, пожалуйста, стоило поднимать пыль из-за какой-то учительницы, когда сам Павел Степаныч так просто говорит в думе о необходимости
народного образования, о пользе грамотности и вообще просвещения.
Любопытно, что классическое
образование в той форме, в какой его насаждал министр
народного просвещения гр. Д. Толстой, носило явно реакционный характер, в то время как на Западе оно носило прогрессивный характер и поддерживало гуманистическую традицию.
Но во всяком случае славянофилы верили, что пути России особые, что у нас не будет развития капитализма и
образования сильной буржуазии, что сохранится общинность русского
народного быта в отличие от западного индивидуализма.
Как ни была умна моя мать, но, по ее недостаточному
образованию, не могла ей войти в голову дикая тогда мысль спосылать сына в
народное училище, — мысль, которая теперь могла бы быть для всех понятною и служить объяснением такого поступка.
За бутылкой рейнвейна Прозоров разболтался, и Тетюев много и долго говорил о процветании Ельниковского земства, о
народном образовании, а особенно о том, что Кукарские заводы в стройном земском концерте являются страшным диссонансом, который необходимо перевести в гармонические комбинации.
— Я разумею все коллегии! — огрызнулся Иван Петрович. — Министр
народного просвещения лучше нас распорядится, потому что он ближе знает нужды
образования, и оно должно от него одного зависеть, а не от наших голов, которые еще скорбны для того разумом!
Он почувствовал, что не отвлеченные верования, а жизненные факты управляют человеком, что не образ мыслей, не принципы, а натура нужна для
образования и проявления крепкого характера, и он умел создать такое лицо, которое служит представителем великой
народной идеи, не нося великих идей ни на языке, ни в голове, самоотверженно идет до конца в неровной борьбе и гибнет, вовсе не обрекая себя на высокое самоотвержение.
Доктор-то вчера меня все время этой Швецией шпынял: «
Народное, говорит,
образование в Швеции… и все там прочее этакое… первый сорт!» Но, однако, — что такое Швеция?
Не столь быстры и решительны были действия Петра по двум другим важнейшим отраслям государственного устройства, по изданию кодекса законов и принятию мер к
образованию народному.
Все, что было недовольно старым порядком, с надеждою обратило взоры свои на Петра и радостно пошло за ним, увидавши, что на знамени его написана та же ненависть к закоренелому злу, та же борьба с отжившей стариной, та же любовь к свету
образования, которая смутно таилась и в
народном сознании.
Но этого было мало потому, что начало злоупотреблений скрывалось в самой сущности тогдашнего порядка дел, в недостатке свободного развития
народных сил, в неразвитости и развращенности людей, которым вверены были начальство, суд и расправа, в общем недостатке
образования по всем частям.
Предшественники Петра полагали возможным пользоваться услугами иностранцев, ничего от них не заимствуя для
народной жизни, не перенимая ни их нравов и обычаев, ни
образования.
Все эти факты убеждают нас, что тогдашним административным и правительственным деятелям действительно чуждо было, по выражению г. Устрялова («Введение», стр. XXVIII), «то, чем европейские народы справедливо гордятся пред обитателями других частей света, — внутреннее стремление к лучшему, совершеннейшему, самобытное развитие своих сил умственных и промышленных, ясное сознание необходимости
образования народного».
Екатерина с прискорбием видела, что
образование благородных детей в России поручается родителями иностранцам, которые всего менее к тому способны, не зная наших нравов, духа
народного, и которые, не имея к отечеству нашему сыновней любви, не могут вселять ее и в юных учеников своих.
Не значит ли это вредить великому делу
народного образования и развития, которому служит литература?
Сообразно с этими началами в последнюю четверть века преобразованно было все
народное образование.
И везде
образование опиралось на началах строго
народных (том II, стр, 179).
Когда же ему растолковали, что теперь ему надо идти дальше и уже все вопросы жизни пересмотреть с той же
народной точки зрения, оставивши всякую абстракцию и всякие предрассудки, с детства привитые к нему ложным
образованием, тогда Гоголь сам испугался: народность представилась ему бездной, от которой надобно отбежать поскорее, и он отбежал от нее и предался отвлеченнейшему из занятий — идеальному самоусовершенствованию.
Познакомившись с нравами и государственным устройством других народов, Петр увидел, как важно
образование народное для блага целого царства.
Ноги даже в калошах зябнут и застывают. Крестьяне решительно отказались топить школу. Они и детей-то посылают учиться только для того, чтобы даром не пропадал гривенник, который земство взимает на нужды
народного образования. Приходится топить остатками забора и брать взаймы охапками у фельдшера. Тому — житье. Однажды мужики попробовали было и его оставить без дров, а он взял и прогнал наутро всех больных, пришедших на пункт. И дрова в тот же день явились сами собой.
Чувство народности, согревающее весь роман, невольно пробуждает то же чувство, живущее в душе каждого русского человека, даже забитого европейским
образованием; и это-то чувство народности понимают и ценят высоко самые иностранцы; и вот почему можно назвать Загоскина
народным писателем.
Бывают минуты, когда я готов даже пожать руку, обагренную кровью, и потолковать с благодушным Петром Егорычем о религии, урожае,
народном образовании…
Вопрос о
народном образовании казался одним из самых горячих, животрепещущих и насущных вопросов.
— Откровенно говоря, мне сделать это чрезвычайно неудобно. Вы знаете, Варвара Васильевна — двоюродная сестра моей жены. На меня и так все косятся за мой последний доклад о недостатках постановки
народного образования в нашей губернии; если же я предложу сделать, что вы желаете, то все скажут, что я «радею родному человечку» [Заимствование у А. С. Грибоедова (см. комедию «Горе от ума», действие 2, явление 4).].
Пошли в библиотеку, — в ней помещался отдел
народного образования. За столом сидела секретарша Отдела и библиотекарша Конкордия Дмитриевна, дочь священника Воздвиженского. Катя подробно стала знакомиться с делами. Был уже открыт клуб, дом ребенка, школа грамоты. Капралов просил устроить присылку из города лекторов по общеобразовательным предметам и режиссера для организации любительских спектаклей.
В Отделе,
народного образования, — сокращенно: «Отнаробраз», — работа била ключом. Профессор Дмитревский, оказалось, был еще и прекрасным организатором. Комиссаром его не утвердили, — он был не коммунист. Комиссаром был юный студент-математик, не пытавшийся проявлять своей власти и конфузливо уступивший руководство Дмитревскому. Официально Дмитревский числился членом коллегии.
Приехал из Арматлука столяр Капралов, — его выбрали заведовать местным отделом
народного образования. Он был трезв, и еще больше Катю поражало несоответствие его простонародных выражений с умными, странно-интеллигентными глазами. Профессор и Катя долго беседовали с ним, наметили втроем открытие рабоче-крестьянского клуба, дома ребенка, школы грамоты. Капралов расспрашивал, что у них по
народному образованию делается в городе, на лету ловил всякую мысль, и толковать с ним было одно удовольствие.
Жертвует он в школы одни только глобусы и искренно считает себя полезным человеком и видным деятелем по
народному образованию.
Мы, петербургские литераторы-марксисты, группировались тогда в кружок, собиравшийся обыкновенно у А. М. Калмыковой, известной деятельницы по
народному образованию.
Он открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам занимается с ними, пишет ряд статей о
народном образовании, издает педагогический журнал «Ясная Поляна».
Занимается в школе сам, приохочивает к занятиям Софью Андреевну, пишет статьи о
народном образовании, подвергает уничтожающей критике существующие методы
народного обучения, изобретает свой способ обучения грамоте, устраивает в Москве состязание с Московским Комитетом Грамотности в сравнительных достоинствах своего метода и общепринятого звукового.
Иван Иванович Шувалов вводил целый строй
народного образования. Он основал первый русский университет в Москве в 1755 году и Академию художеств в Петербурге в 1757 году. Двери университета раскрывались для всех, кроме крепостных. Даже трактирщики обязывались жертвовать на него.
Политические парламенты — выродившиеся говорильни — будут заменены деловыми профессиональными парламентами, собранными на основах представительства реальных корпораций, которые будут не бороться за политическую власть, а решать жизненные вопросы, решать, например, вопросы сельского хозяйства,
народного образования и т. п. по существу, а не для политики.